Деревянный декор церковного зодчества

Издревле основным строительным материалом предков нынешних Белорусов являлось дерево. Именно деревянное культовое строительство оставило в Кобрине много памятников, в которых наиболее ярко воплотился гений народных плотников и резчиков-декораторов. Они создавали впечатляющие архитектурные монументы, реализовывали то художественно-эстетическое чувство и потенциал, что не всегда имели возможность воплотить в скромном народном жилище. Резной декор имел свои региональные особенности. Веками выработанные конструкционные и художественные приемы народного зодчества в его церковной сфере были доведены до уровня профессионального совершенства.

декор церкви Повитье

Церковь в д. Повитье

Свято-Пречистенская церковь в д. Повитье

Расположена на окраине деревни. Построена в 1911 г. Имеет черты неорусского стиля. Крупномасштабное сооружение с многоплановой объемно-пространственной композицией. В ее основе кубовидный высокий сруб молитвенной залы, завершен мощным центральным восьмигранным световым барабаном с шатровым верхом и луковице подобным куполом, угловыми «апостольскими» куполами на стройных 2-ярусных шейках.

К центральному срубу присоединяются более низкие боковые пристройки, пятигранная апсида, продолговатая пристройка и пристройка-колокольня. По углам центрального крестового сруба прирублены низкие трехгранные ризницы. Центральное красочное пятикупалье обогащается луковице подобными куполами над вальмовой крышей апсидами и фигурными трехлопастными фронтонами. Вертикальной доминантой композиции является высотная восьмигранная шатровая колокольня с аналогичным луковице подобными купалами.

Архитектурно-декоративную фактуру фасадам придает разнообразная облицовка: вертикальная в цокольной части, горизонтальная на стенах, диагональная на фронтонах. Декор обогащают угловые и простеночные лопатки, геометричные плинтуса прямоугольных и стрельчатых окон. Главный вход выделен двумя деревянными столбами, завершенными шатром с башенкой.

Интерьер выделяется в подкупольном пространстве световым барабаном, опирающегося через паруса на стены центрального сруба. Апсида выделена деревянным резным двухъярусным иконостасом. Художественную ценность имеют иконы на досках XVII — XVIII вв. «Святой великомученик Дмитрий» (1745), «Богоматерь Одигитрия», «Иисус Христос», иконы «Спас Пантократор»

декор церкви Хабовичи

Церковь в д. Хабовичи

Свято-Покровская церковь в д. Хабовичи

Расположена в центре села. Построена в 1899 г. на правительственные средства на месте прежнего храма. Проект утвержден 1 ноября 1884. Основой планировочного решения является центрически-крестовой сруб, к которому присоединена пристройка-колокольня и 5-гранная апсида с боковыми ризницами. В силуэте храма царят две башни с луковице подобными головками. В облицовке использован фигурный резной декор, резные карнизы, угловые лопатки. Художественную ценность имеют иконы XVIII-XIX в. «Вильнюсские мученики», «Георгий Победоносец», «Святой Онуфрий».

 

4 Комментария на “Деревянный декор церковного зодчества

  1. free health care

    I have to convey my admiration for your kindness giving support to men who require help with this issue. Your very own dedication to passing the solution all around had been extremely functional and has in every case helped most people much like me to get to their goals. Your personal invaluable useful information can mean much to me and even more to my fellow workers. Warm regards; from each one of us.

  2. vivadonna.ru

    Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.

  3. stepashka

    Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.

  4. Елена

    Разносторонняя деятельность Патриарха Никона не могла не коснуться и деревянного церковного зодчества. Патриарх запретил рубить шатровые храмы как не отвечающие древним традициям, ибо только круглый сферический купол отвечал идее о вселенском характере Церкви. Но запрещение не всегда исполнялось. Шатровые храмы продолжали рубить, хотя значительно меньше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *